28.11.2011

Отношение к женщинам в Древней Греции на примере Геракла

Отношение к женщине не было одной из главных ценностей древних греков. Семья тоже не являлась большой ценностью, хотя домашнее хозяйство и велось, и что вполне естественно требовало участия женщин. 

Положение женщины в древнегреческом обществе в основном зависело от ее статуса. В речи, приписываемой афинскому оратору Демосфену, говорилось: «У нас есть куртизанки для развлечения, любовницы, чтобы о нас заботиться и жены, чтобы рожать законных детей». Участие жен в обыденной жизни было ограничено кругом домашних обязанностей и задачами воспитания детей раннего возраста. Из политической жизни женщины были практически исключены. В остальных сферах социального бытия проявляли себя отдельные женщины, не состоявшие в обычных брачно-семейных отношениях.

Отношения между полами в греческой античности были своеобразными в том плане, что физическая и душевная близость могла реализоваться и между мужчинами (и в дружбе и в любви), и между женщинами (лесбийская любовь), и между мужчинами и женщинами. Предосудительным не было ни то, ни другое, ни третье. Причем, телесная красота ценилась равно высоко: и в женщине и в мужчине. А вот душевная красота меньше. 

Древние греки показывают нам в своих книгах, что греки зачастую не признавали любви, считали, что она заставляет сдержанных мужчин совершать неконтролируемые и глупые поступки. Поэтому отношение к женщинам было легким, ни к чему не обязывающим.

Попробуем рассмотреть все это на примере отношения Геракла с «его» женщинами.

Геракл появился на свет в семье смертной женщины Алкмены, которую обманул и соблазнил сам Зевс. Зевс принял на себя вид ее мужа, остановил солнце, и их ночь длилась трое суток подряд. Уже здесь мы наблюдаем отношение высшего мужчины-бога к женщине, отношение как к некой игрушке, которую можно использовать по своему усмотрению. 

Гера – законная жена Зевса, которая всегда испытывала жгучую ревность к детям Зевса, появившимся на свет от других женщин, возненавидела Геракла больше всех потому, что он был рожден смертной женщиной. С самого дня рождения Гера начала преследовать мальчика, что тоже не могло не сказаться на его развитии.

Геракл взрослел, превращался из юноши в мужчину, и впитывал в себя как губка реалии окружающего мира. Отношение к женщине было довольно легким. 

Тут можно вспомнить историю, когда Геракл охотился на льва в царстве Феспия, который радушно принимал его 50 дней и каждую ночь посылал к нему одну из своих дочерей, которые позже родили от него 50 сыновей. Миф утверждает, что герой сочетался со всеми дочерьми в одну ночь, кроме одной из них, которая не пожелала его, тогда он осудил ее остаться девушкой и жрицей. 

Мегара – фиванская царевна, дочь царя Фив Креонта, стала первой женой нашего героя. От Геракла Мегара родила трех сыновей - Теримаха, Креонтиада и Деикоонта. В припадке безумия, насланного Герой, Геракл убивает своих детей и детей своего брата Ификла. Во искупление этого греха Геракл и должен был позднее совершить десять подвигов на службе Эврисфея. Что же касается самой Мегары, то по одной версии Геракл умертвил и ее, а по другой – Геракл решил жениться на Иоле и потому отдал Мегару своему племяннику, другу и спутнику Иолаю. Вот оно – ОТДАЛ, опять же как надоевшую и ненужную вещь. 

Дальше жизнь Геракла шла по все тем же законам равнодушного отношения к женщинам. Он брал себе ту, которую хотел, не особо обращая внимания на ее желания и чувства. 

Так в его жизни появилась Авга - дочь аркадского царя Алея из Тегеи и Неэры. Она была жрицей, и Геракл соблазнил её у источника на север от храма Афины. 

Еще была Халкиопа - дочь Еврипила, царя острова Коса. Она стала возлюбленной Геракла, которого занесло на остров бурей. Когда Геракл соблазнял девушку, он был одет в пестрое женское платье. 

Иола - дочь Эврита, еще одна возлюбленная Геракла. Эврит обещал отдать Иолу в жёны тому, кто победит его и его сыновей в стрельбе из лука. Однако, когда Геракл одержал победу, Эврит попытался не исполнить обещания, и Геракл, убив его, силой захватил Иолу, несмотря на то, что в то время уже был женат на Деянире. Настоящая жена Геракла, боясь, что Иола займёт её место, по коварному совету кентавра Несса, послала Гераклу отравленный хитон. Умирая в страшных муках, Геракл решил отдать Иолу в жёны своему сыну Гиллу. 

Еще в жизни Геракла была Ипполита – царица амазонок. По одной из версий, она, плененная мужественным видом Геракла, предложила ему волшебный пояс Ареса как дар в знак ее любви. Однако козни Геры привели к тому, что Геракл, подозревая предательство, не задумываясь убил Ипполиту и забрал пояс. 

Деянира - дочь калидонского царя Ойнея и Алфеи стала второй женой Геракла. Она же оказалась повинной в его гибели. Стрелой, смоченной в яде лернейской гидры, Геракл убил кентавра Несса, который согласился перевести жену Геракла Деяниру через реку, а потом попытался похитить ее. Умирающий Несс обманул Деяниру, сказав ей, что его кровь можно использовать как любовное зелье. Деянира собрала немного его отравленной крови и когда у нее появился повод приревновать Геракла к юной сопернице, она послала мужу одежду, смоченную кровью Несса, думая, что сумеет возвратить его любовь. В ужасных мучениях Геракл бросился в огонь. 

Смерть Геракла от рук собственной жены далеко не случайна. Это месть ревнивой женщины, которая даже будучи в законном браке, до конца не уверена в надежности и верности собственного мужа. 

Деянира в ужасе от содеянного и сама бросилась на меч, не зная, что когда огонь разгорелся, с неба спустилась туча и унесла Геракла на Олимп. Геракл вознесся на небо и был принят в число богов. И примирившаяся с ним Гера выдала за него замуж свою дочь Гебу, богиню вечной юности. 

Но не всегда Геракл в отношениях с женщинами был господином.

Отыгралась за незавидную долю многих возлюбленных Геракла лидийская царица Омфала. Когда Геракл, в наказание за убийство Евритова сына Ифита, был продан Гермесом в рабство, госпожой его оказалась именно она, и три года Геракл находился у неё в услужении. Омфала приобрела себе не только воина, но и послушного любовника. По прихоти Омфалы Геракла наряжали в женские одежды, и он вместе со служанками прял шерсть и выполнял домашние работы, сама же Омфала облачалась в львиную шкуру и носила палицу героя. В ее плену ею Геракл позабыл о своей воинственности и мужественности, сложил у ног царицы дубину и львиную шкуру и облекся в женские одежды. Вместо прежних тяжелых работ ему приходилось теперь сидеть над пряжей в кругу рабынь и угождать прихотям своей госпожи.

Но были в жизни Геракла и такие истории, которые резко выделяются из общей картины жизни героя.

Гесиона была дочерью царя Трои Лаомедонта. Проплывая мимо Трои, Геракл увидел прикованную к скале и отданную на съедение морскому чудовищу красавицу. Он, решив спасти девушку, прыгнул в его глотку и вспорол тому печень. Гесиона осталась целой и невредимой. А ведь Геракл мог бы этого и не делать. 

И, наконец, Алкеста - жена фессалийского царя Адмета. Это совершенно особая история, которая позволяет по-другому взглянуть на Геракла. Когда к Адмету пришел демон смерти, он кого-нибудь из своих близких заменить его в лодке Харона. Но все отказались, и только молодая Алкеста решилась расстаться с жизнью ради своего мужа. Геракл, приехавший в гости к своему другу, заметил, что царь в трауре, и узнал, что Алкеста умерла. Тогда Геракл подстерегает демона смерти около могилы царицы и отбивает ее у посланника Аида. Алкеста возвращается к мужу.

Почему же в этих двух случаях Геракл выступил в роли спасателя, а не как обычно - завоевателем?

Я могу лишь предположить, что возможно, из-за влияния Афины Паллады, богини, которая всю жизнь покровительствовала и помогала герою, защищая его от нападок ревнивой Геры . Она приходила ему на помощь во время совершения им подвигов, она поддерживала, когда ему было трудно. 

И хотя мужское начало в Геракле продолжало торжествовать над женским, изменения все-таки появились. 

На примере Геракла, можно сделать вывод, что возможно постепенно началось осмысление древними греками мира и своей жизни. Если первоначально нравственная сторона жизни проявлялась на низшем уровне морали, мерилом которой являлась польза и собственные потребности, то постепенно появились и другие нравственные ценности. На первый план выдвинулась не практическая польза, а долг и ответственность. На этой основе постепенно стало происходить утверждение норм человеческих взаимоотношений. И, стало быть, отношение к женщинам начало потихоньку меняться .

Никнейм Никойя зарегистрирован!

Комментариев нет:

Отправить комментарий