06.06.2017

Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.


































Росписи

Керамика Гжели. Гжель — с XVII века и ранее центр производства фарфора и керамики на территории современного Раменского района Московской области. Со второй половины 20-ых годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. В настоящее время именно этот характерный рисунок определяет стиль «Гжель». Изделия, произведённые в другом месте, но имеющие схожий сине-белый орнамент, часто называю изготовления «под Гжель».
Тагильский поднос — народный промысел изготовления и художественной росписи металлических подносов, существующий в городе Нижнем Тагиле. Основоположник Жостовской росписи. Возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии (Жостове и других). До наших дней промысел росписи жестяного подноса сохранился только лишь в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному) причём мастер нередко работает сразу над несколькими подносами. Основные сюжеты росписи: цветочные букеты, в котором встречаются и пышные садовые, и мелкие полевые цветы и пейзажи, изображающие уральскую природу или старинные города. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. Формы подносов бывают круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные и другие.
Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Возник в середине XVIII в. на Урале, на металлургических заводах Демидовых в Нижнем Тагиле, Невьянске, Верх-Нейвинске, и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и других. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в городе Нижнем Тагиле. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причём мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и других форм.
Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в Советское время в посёлке Палех Ивановской области взамен существовавшей там школы иконописной живописи. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д. Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом. Оригинальная технология, применяемая первыми мастерами этого жанра в 20-30 годы XX века не прошла испытаний времени и многие произведения того времени, растиражированные в репродукциях в значительной степени повреждены. Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен.
Федоскинская миниатюра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино. Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.
Хохлома́ представляет собой нижегородскую декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После этого изделие покрывается лаком и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.